Два года назад на Кинопоиске вышел «Пищеблок» — мистическая фантастика по мотивам романа Алексея Иванова, в которой олимпийская лагерная смена 1980 года лихо превращается в вампирскую драму. «Пищеблок» быстро оброс фандомом: поклонники сериала активно обсуждали каждый эпизод, строили догадки о том, что случится дальше, писали фанфики, рисовали любимых героев и снимали косплейные съемки. В преддверии второго сезона мы решили спросить у них, за что они полюбили «Пищеблок» и чего ждут от его продолжения.
Юля Макарова
Историк балета, 24 года, сестра Влада Макарова
Очень люблю русские сериалы про хтонь, Советский Союз и всякую нечисть, а тут в трейлере первого сезона еще такой цветокор красивый был — я очень ждала. Ожидания оправдались: история хорошая и цельная. Мы часто спорили с друзьями, которые смотрели «Пищеблок», из-за анахронизмов, что, мол, «Space Oddity» Дэвида Боуи там никак не могла звучать. Но мне, наоборот, появление песни очень понравилось, я как раз Боуи после этого сериала стала слушать.
Я в детстве тоже ездила в лагерь, но это было немного другое. Мы ездили со школой, в таких поездках ты окружен теми, кого знаешь, нет страха, что тебя не примут в новом сообществе, как в «Пищеблоке». В одном из лагерей зимой мы свою страшилку придумали. Построили снеговика-девушку, назвали ее графиня де Монсеро, а ночью ей кто-то снес голову. Стали рассказывать, что теперь дух графини носится по территории лагеря. Но я принадлежу к поколению, выросшему на «Сумерках», так что любые страшилки, ведьмы, вампиры мы воспринимаем скорее как такую влекущую романтику, чем что-то будоражащее кровь.
Вампиры и пионеры не самый очевидный синтез, но в тренд попало. Мне понравилось, что в сериале идеология и фанатичное верование уподобляется вампиризму. Не поняла тему с переходом вампиризма от поколения к поколению, от одного строя к другому. Особенно когда вампиризм перешел от взрослого мужчины к ребенку. Да, главный герой вполне самостоятельный и развился раньше сверстников, но все-таки уж очень тяжелая ноша ему досталась.
Влад Макаров
Предприниматель, 34 года, брат Юли Макаровой
Я ездил лет двадцать назад в «Артек». Это, конечно, нельзя сравнить с лагерем из сериала, но атмосфера иногда очень совпадала с воспоминаниями. Мы делали гирлянды из туалетной бумаги на деревьях, мазали зубной пастой девчонок, воровали конфеты из комнаты вожатых, ночью скрытно ходили на море и там их ели.
У нас страшилок не было, мы были уже достаточно взрослыми, хотя одну помню. На месте костра перед корпусом дружины когда-то давно нашли захоронение из шести скелетов, которые лежали слоями. Первый слоем лежали скелеты без рук и голов, ниже — те самые руки и головы, а уже третьим слоем был обнаружен скелет младенца.
Я ездил лет двадцать назад в «Артек». Это, конечно, нельзя сравнить с лагерем из сериала, но атмосфера иногда очень совпадала с воспоминаниями.
Мне кажется, что первый сезон «Пищеблока» логично закончился. Но, если вспомнить главного вампира и то, сколько он лет этим занимался, полагаю, что второй будет как-то с этим связан. Думаю, дел он наворотил за свои годы много. И главный герой, Валерка, думаю, тоже останется, потому что он получил опыт борьбы с вампирами.
Дарья Пустовалова
Участковый врач-педиатр, 24 года
Люблю хорроры и советскую тематику — это две мои слабости. Поэтому когда увидела анонс, сразу поняла: это мое, буду смотреть. То, как связали идеи коммунизма, пионеров и всю эту красно-кровавую символику с темой вампиризма, — умно и оригинально. Да и изолированность пионерского лагеря идеально подходит для хоррора.
Когда вышел «Пищеблок», я участвовала в акции для доноров крови, приуроченной к выходу сериала. Тогда еще училась в медицинском университете, у нас регулярно проводились недели донора, во время которых любой желающий мог прийти и сдать кровь на благое дело. Я, как только мне исполнилось восемнадцать, старалась регулярно в этом участвовать. Сдача крови в акции «Пищеблока» не отличалась от моих предыдущих разов, а приятным сюрпризом были мерч и встреча с актерами!
Сама я в детских лагерях в их классическом понимании не бывала. Большую часть детства лето проводила с бабушкой на даче, потом несколько лет подряд меня отправляли языковой лагерь за границу, но там совсем по-другому. «Пищеблок» для меня — это в некотором роде ностальгия по чувству, которое я никогда не испытывала.
Во втором сезоне логичным для сюжета и развития персонажей было бы расширение выдуманного мира. Хотя я люблю камерные истории, поэтому, надеюсь, мы еще побываем в «Буревестнике». Думаю, в нем остались нерассказанные истории, например про статуи горнистки и барабанщика! Интересно, как финал первого сезона повлияет на героев. Вспомнят ли то, что было, те, кто потерял память? Отправится ли Игорь в тюрьму после чистосердечного признания? Выйдет ли Вероника замуж за Сашу? Как Валерка и Анастасийка справятся с произошедшим? Первый сезон хорош тем, что хоть он и рассказал законченную историю, но оставил при этом много вопросов.
Елена Джапаридзе
Фотограф, увлекается косплеем, 20 лет
О «Пищеблоке» я впервые услышала у буктьюберов, так как учеба и библиотечное образование будто обязывают следить за книгами и экранизациями. Потом попадалась реклама у видеоблогеров. Вспомнила о сериале, когда сидела летом на больничном и захотелось чего-то нового.
Наша идея покосплеить пионеров появилась еще до того, как я узнала про сериал. Мне написала девушка Ангелина, которая собиралась поступать на актрису, с желанием поучаствовать в какой-нибудь подвижной и артистичной съемке. Для начала я делала скриншоты сериала, стараясь тщательнее рассмотреть одежду героев.
Хотелось создать две полярные личности: одна — правильная пионерка, другая будто случайно в лагерь попала и учит первую девочку сбегать с мероприятий, курить и безобразничать.
Сначала думали проводить съемку в заброшенном лагере. У нас в области есть такой, но он оказался на реставрации, поэтому поехали в местный парк. Галстуки я шила сама! Не обошлось без косяков и пары испорченных экземпляров, но в кадре все получилось бодро! Кстати, снимали мы под кавер Пушного на песню «Гражданской обороны» из саундтрека «Пищеблока» — обстановка очень подходящая.
Елена Власенко
Медсестра, 59 лет
Я отдыхала в лагере на олимпийской смене в 1980 году, как в «Пищеблоке». В том году две смены были по 45 суток, и нас отправляли, чтобы мы во время Олимпиады по Москве не шатались. По сравнению с другими сменами олимпийская была длиннее, а я уже была в старшем отряде, мне исполнилось шестнадцать. Мы ходили строем, девизы читали, стенгазеты выпускали, ставили спектакль «В гостях у сказки» — я играла фею. Вызывали дух Пушкина вместе с вожатыми. У Пушкина все спрашивали про личную жизнь: типа выйду ли я замуж? Он говорил «да» или «нет». Причем блюдце очень хорошо двигалось, было весело! Вампиров у нас, к сожалению, не было, зато имелись другие устрашающие чудовища, а вампиры будто не были в моде в СССР.
«Пищеблок» здорово отражает дух пионерлагерей того времени. Вожатые тоже очень похожи, правда, мы их не называли по имени-отчеству. Мы с ними после лагеря даже общались, в гости ездили. Еще у нас песни на английском не пели, в отличие от сериала. Были перепевки английских песен на русском, а английский мы почти не знали, больше немецкий.
Из ребят в «Пищеблоке» мне больше всех понравились Валерка с братом. Он классный, потому что всегда докапывается до правды, и мне бы тоже хотелось так уметь. Нравится, как сейчас развивается фанатское творчество: мы тоже раньше придумывали всякие альтернативные истории про понравившихся героев, но просто не было интернета, поэтому делились только между собой. И рисовали, конечно, героев. Во втором сезоне я бы, конечно, хотела, чтобы они еще раз в лагерь поехали — уж очень мне понравилось, как показан «Буревестник».
Марина Жукова
13 лет, ученица средней школы
Всегда любила читать книги про 1960 — 80-е годы, поэтому аннотация к сериалу сразу привлекла внимание. Люблю фантазировать, дополнять исторические факты фантастикой, поэтому с первых серий влюбилась в сериал.
После первой же серии замучила папу вопросами про его детство в Советском Союзе — про лагеря, вожатых, путевки и одежду. К сожалению, папе не удалось побывать в пионерлагере, поэтому он лишь пересказывал воспоминания своей мамы и рассказывал смешные истории, услышанные от сверстников. Мы вместе рассматривали его старые школьные фото, он показывал коллекцию пионерских значков и старые записи.
В каком-то смысле этот сериал сблизил нашу семью.
У меня есть целая коллекция предметов по сериалу — папа и бабушка способствовали ее созданию! В ней значки и копейки времен Советского Союза, а некоторые вещи я сделала сама: пионерский галстук, карандашные наброски героев «Пищеблока», даже самодельный крестик из веточек есть наподобие амулета Валеры.
В первом сезоне, помимо переживаний главного героя, его сюжетной линии, мне невероятно понравилась баба Нюра. Было интересно посмотреть на нее в детстве и наблюдать за ее эмоциями и борьбой. Удивили декорации и стилизация. Казалось, по ту сторону экрана действительно стоит работающий пионерский лагерь в разгар смены. Я очень заинтересована в истории и быте позднего СССР, изучаю статьи и книги по теме. Возможно, скоро у меня самой получится побывать в легендарном «Артеке». Я сделала для конкурсного отбора работу про пионеров и пионерию — на это меня вдохновил «Пищеблок».
В новом сезоне было бы здорово посмотреть на родителей главного героя. Может, у Валеры хватит сил признаться им в своей новой сущности. Поскольку по хронологии сериал приближается к концу Советского Союза, хотелось бы посмотреть, как реальная история страны отразится на судьбе героев. Было бы интересно попасть в школу, в которую ходит Валера Лагунов, и посмотреть на его отношения с одноклассниками и учителями. Интересно, как они изменились после роковой ночи в лагере.
Смотрите первый сезон «Пищеблока» на Кинопоиске в Плюсе. Старт второго сезона — 8 июля.
Автор: Ольга Власенко. NB: одна из героинь этой публикации, Елена Власенко — мама ее автора.
Фотографии: Валя Моторина
Верстка: Серёжа Яворский